Меню

Екатеринбург обогнал Париж по количеству памятников архитектуры

ул. Чапаева в Екатеринбурге. Автор фото: Ирина Смирнова. Иллюстрация: DK.RU

В столице Урала их около 700, в столице Франции — всего 80. Почему так произошло и что с этим делать?

Вопрос о будущем исторического центра Екатеринбурга сохранялся в повестке весь 2025 г. Бизнес и эксперты из разных сфер высказывали свое мнение о том, как рекордное количество объектов культурного наследия влияет на реновацию территорий и запуск коммерческих проектов.

Директор БЦ «Высоцкий» Андрей Гавриловский отметил, что в Париже насчитывается около 80 объектов культурного наследия, в Казани — порядка 400, тогда как в Екатеринбурге их уже 700. По его словам, причины такого перекоса кроются в решениях начала 1990-х гг.

В 1991-1997 гг. чиновники в правительстве области думали, что чем больше памятников в реестре, тем лучше. Грубо говоря, они собирались торговать ими. Однако в итоге большинство местных архитектурных шедевров осталось в распоряжении федерального центра. Зато теперь у нас в городе 700 объектов культурного наследия, — отметил он.

Что с этим делать на форуме 100+ TechnoBuild обсуждали представители крупного бизнеса и чиновники. Напомним, что DK.RU зафиксировал их мнения в статье. Спикеры форума предлагают физически утраченные памятники все-таки исключать из перечня ОКН. По их мнению, этот список нужно сократить.

В судьбе памятников архитектуры принимают участие не только девелоперы, но также архитекторы, представители турбизнеса, рестораторы, историки-экскурсоводы и так далее. Есть юристы, которые специализируются на решении их проблем. В конце 2025 г. DK.RU собрал за круглым столом представителей разных сфер, чтобы они также высказали свои позиции. 

Евгений Евстифеев, юрист, заместитель председателя Комиссии ОПОРЫ РОССИИ по развитию бизнеса, сохраняющего историко-архитектурное наследие, считает, что хороший пример для ревитализации ОКН XIX в. — приспосабливать их под рестораны.

В Екатеринбурге готовятся к открытию несколько ресторанов в памятниках архитектуры: в усадьбе Башуровой на Хохрякова, 68 (здание реставрирует «УГМК-Застройщик»), в усадьбе Сапожникова на Горького, 49 (реставрировала компания «Брусника»), есть и другие. Но таких примеров могло быть гораздо больше, если бы не бумажная волокита.

Мы по полгода согласовываем проекты в одном госоргане — это же ненормально! Больше всего вопросов здесь возникает к региональному органу охраны памятников (Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области — прим. ред.), отметил он.

Юлия Удалова, архитектор, руководитель «Мастерской архитектурно-строительных концепций» считает, что некорректно решать, какой дом оставить, а какой сносить, даже если они сильно разрушены.

Давайте вспомним Венецию. Там же не все дома отреставрированы и находятся в идеальном состоянии. Многие на какой-то период законсервированы. Некорректно ставить вопрос — сколько памятников нужно сохранить для города. Сохранять нужно все памятники без исключения, — считает она.

Читайте также на DK.RU: С чем Екатеринбург может выйти на туристические карты России и мира?