Маркетплейсы будут бороться с потребительским экстремизмом и недобросовестной конкуренцией

Глава Минэкономразвития предложил помечать определенных покупателей, так как массовые заказы с последующим отказом от выкупа приводят к порче товаров и увеличивают издержки продавцов.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников предложил ввести специальные отметки для аккаунтов покупателей, которые систематически не выкупают заказы на маркетплейсах, сообщил ТАСС. Глава ведомства отметил, что практика массовых заказов с последующим отказом от выкупа приводит к порче товаров и увеличивает логистические издержки продавцов.
Проблема действительно существует: когда потребители ведут себя недобросовестно — массово заказывают товары на разные точки выдачи, а затем отказываются от покупки. Это создает трудности в разграничении действий обычных покупателей и случаев недобросовестной конкуренции. Предлагаю бизнес-сообществу четко сформулировать проблему и возможные решения. Мы совместно с маркетплейсами обсудим этот вопрос и проработаем механизмы добросовестной практики. Например, можно рассмотреть введение специальных пометок для покупателей, систематически не выкупающих заказы, — сказал министр.
Минэкономразвития готово рассмотреть меры реагирования на подобное поведение покупателей в рамках подготовки к вступлению в силу нового закона о платформенной экономике, разработать нормативную базу и предоставить для адаптации IT-систем к новым требованиям.
Как ранее сообщал DK.RU, федеральный закон об отношениях между операторами цифровых платформ, их партнерами, клиентами и государственными структурами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг вступит в силу 1 октября 2026 г.
Напомним, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб. — то есть в 7,5 раза. При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основным драйвером роста e-com стали универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля в 2,8 раза — с 23 до 64%.
Прогноз роста рынка онлайн-торговли по итогам 2025 г. составляет 28,3%, оборот мультикатегорийных маркетплейсов прибавит 33%, оборот интернет-магазинов ритейлеров и нишевых онлайн-площадок — 19,6%. Ассоциация компаний интернет-торговли прогнозирует общий рост e-commerce в текущем году на 30–35% — до 12 трлн руб.
Как ранее сообщал DK.RU, непродовольственная розница движется от прибыли к убыткам. В первую очередь под угрозой продавцы одежды и обуви и DIY-ритейлеры. Союз торгцентров России (СТЦ) приводил примеры сетей, которые, вероятно, столкнутся с большими потерями. Так, обувная сеть Kari может получить чистый убыток в размере 6,4 млрд руб., что значительно хуже показателя прошлого года (-329 млн руб.). «Спортмастер» может закончить год с 12,2 млрд руб. убытков, при этом в 2024 г. сеть также не была прибыльной, но тогда убыток составил 1,5 руб. Для сетей «Твое» СТЦ прогнозирует рост убытков с 372 млн до 1,4 млрд руб., для «Подружки» — с 678 млн до 1,7 млрд руб.
Читайте также на DK.RU: Сервисы «массового использования» в РФ будут доступны при блокировке мобильного интернета



