Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Желание россиян сэкономить на покупках в магазинах стало максимальным с 2023 г.

Желание россиян сэкономить на покупках в магазинах стало максимальным с 2023 г.
Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

Темпы роста расходов россиян в магазинах снизились с 13−14% в январе до 6% к августу 2025 г. Розничный товарооборот за восемь месяцев вырос всего на 2,2%, в четыре раза ниже, чем годом ранее.

Как следует из исследования «Совкомбанка», в 2025 г. рост расходов россиян в ритейле замедлился вдвое. Покупатели стали экономить в магазинах, а доля тех, кто предпочитает не совершать покупки, а откладывать деньги, в сентябре достигла 56% и стала максимальной с 2023 г., пишут «Известия». В исследовании также отмечено, что доля респондентов с высоким доходом, которые стремятся экономить, ограничивая спонтанные покупки, выросла за год более чем вдвое — с 22% до 47%.

По данным Ассоциации компаний розничной торговли, розничный товарооборот за восемь месяцев 2025 г. вырос лишь на 2,2%, что в четыре раза ниже, чем за аналогичный период 2024 г. Заметнее всего замедлился спрос на непродовольственные товары. Объем рынка потребительской торговли за полугодие показал рост на 11,1% год к году до 28,9 трлн руб., что было обеспечено инфляцией.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, к экономии покупателей толкает ситуация на рынке труда и снижение доходов населения. В частности, увеличивается число людей, находящихся на неполной занятости, а компании сокращают выплаты премий сотрудникам, что неизбежно приводит к снижению бюджетов домохозяйств на покупки, в том числе и продуктов питания, а также к поиску более дешевых и выгодных предложения, например среди собственных торговых марок ритейлеров (СТМ).

Как полагает главный аналитик управления анализа активов для инвестирования частного капитала Совкомбанка Вячеслав Бердников, в 2025 г. рынок ритейла продолжит развиваться за счет региональной диверсификации — выходов в новые для сетей субъекты, а также из-за смещения спроса в сторону доступных форматов, прежде всего хард-дискаунтеров и онлайн-продаж.

Отметим, что за шесть месяцев 2025 г. сети жестких дискаунтеров по всей России совокупно выручили свыше 642 млрд руб., что на 27% больше год к году. DK.RU писал, что средний класс перестал считать дискаунтеры «магазинами для бедных»: покупатели заходят в такие магазины в среднем до пяти раз в месяц. При этом классический продуктовый ритейл продолжает оптимизировать полочное пространство и снижать ассортимент, чтобы предлагать покупателям только востребованные товары.

По прогнозам консалтинговой компании IBC Real Estate, по итогам года совокупный оборот розничной торговли в России вырастет на 7,6% в сравнении с 2024 г. до 64,1 трлн руб. Фактически это означает стагнацию отрасли, так как официальная оценка годовой инфляции в РФ в июне 2025 г. была повышена с 4,5 до 7,6%. В сентябре в Госдуму был внесен законопроект об очередной корректировке федерального бюджета на текущий год с предусмотрением увеличения дефицита с 1,7% до 2,6% ВВП. По итогам года по новому прогнозу он составит 5,73 трлн руб.  

Читайте также на DK.RU:

>>> 79% российских компаний-ритейлеров назвали экономическую ситуацию «тяжелой»

>>> Игорь Шехтерман, Х5: рост потребления в рознице достиг минимума и продолжает сокращаться

>>> Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.