Пищевая промышленность России в рецессии впервые за 15 лет

Выпуск продуктов питания в нашей стране снизился впервые с 2010 г., инвестиции в пищепром вернулись к уровню 2013 г. Причины — в общей экономической и ситуации, демографии и экономии россиян на еде.
В 2025 г. впервые за полтора десятка лет в России снизился выпуск продуктов питания, сообщает Forbes. По данным Росстата, за январь-сентябрь текущего года выпуск продуктов сократился на 0,6%, а напитков — на 4,1% год к году. За исключением некоторых категорий, в частности, готового корма для домашних питомцев (кошек, собак и т.д.) или консервированных и переработанных овощей и фруктов, производство продуктов питания показывает отрицательную динамику.
Падение продолжится, так как внутреннему рынку не нужно столько еды, сколько производится. При этом у россиян изменился спрос, потребители переходят к сберегательной модели потребления, покупают меньше и выбирают более дешевые продукты.
Средний чек в продуктовом ритейле за первые девять месяцев 2025 г. вырос на 9%, в физическом выражении больше покупать еды не стали. Аналитики компании «Бюро точных исследований» изучили данные «СберИндекса» и установили, что в каждом десятом муниципальном районе страны на еду приходилось минимум 50% всех ежемесячных расходов жителей.
Это наглядно демонстрирует масштаб бедности, — подчеркнул эксперт Института экономики роста имени П. А. Столыпина Олег Николаев.
Помимо этого, в России становится все больше домохозяйств (более 40%) из одного человека, которые не готовят дома, а пользуются услугами общепита или приобретают готовую еду. Отметим, что вразрез с общей тенденцией замедления темпов роста продуктового ритейла (до 1-2% в квартал) рынок готовой еды в России продолжает активно расти. Сегмент готовой еды в розничных продажах в 2024 г. составлял 5,8 трлн руб., а за три года он достигнет 9 трлн руб. По прогнозам, его доля в продуктовом ритейле увеличится до 25% уже к 2026 г.
Также производство продуктов снижается из-за общих проблем в экономике: высокой ключевой ставки, нехватки трудовых ресурсов, ускорения инфляции и роста кредиторской задолженности. По итогам девяти месяцев 2025 г. сумма выданных предприятиям пищевой промышленности кредитов достигла 1 трлн руб. При этом их задолженность по банковским кредитам на 1 октября 2025 г. увеличилась на 9% году к году, до 1,87 трлн руб., доля просроченной задолженности — на 2,7% (+0,3 п.п. к 2024 г.). Сумма обслуживания кредитов за первые девять месяцев 2025 г. составила 196 млрд руб. (+64 млрд руб. или 1, 5 раза) год к году.
Инвестиции в новые проекты пищепрома сократились в два раза по сравнению с 2024 г. и вернулись к уровню 2013 г. В 2025 г., по данным «ТендерПро», инвесторы выбирали вложения в молочную отрасль (21,7% от всех инвестпроектов), мясную (15,9%), фруктово-овощеперерабатывающую (15%), масложировую (13,4%) и в производство хлебобулочных и кондитерских изделий (10,8%). 73,7% всех инвестпроектов в текущем году являются диверсификацией бизнеса для освоения смежных направлений.
Наращивание мощностей компаниями пищевой отрасли с 2021 г. было связано с ориентацией на экспорт, но сейчас экспорту мешают скачки курсов валют и логистические издержки.
Доллар ниже 100 рублей делает поставки за рубеж невыгодными, это бьет по экспортерам и отечественным производителям, которые сокращают планы производства продукции, все меньше рассчитывая на отгрузки за рубеж, — пояснил управляющий партнер Agrotrend.ru Николай Лычев.
Как ранее рассказывал DK.RU, производители попросили Госдуму не приравнивать фабричные готовые блюда к еде из кулинарии. По мнению Ассоциации производителей и поставщиков готовой еды (АППГЕ), упакованные на производстве блюда и еда, которую готовят в торговых точках или в заведениях общепита, — это два разных товарных сегмента.
Читайте также на DK.RU:
>>> Александр Оглоблин: «Чистая рентабельность продуктового ритейла — около 2%»
>>> Потребители все больше экономят на продуктах, ритейл сбавляет обороты
>>> Желание россиян сэкономить на покупках в магазинах стало максимальным с 2023 г.



