Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

Потребители все больше экономят на продуктах, ритейл сбавляет обороты

Потребители все больше экономят на продуктах, ритейл сбавляет обороты
Иллюстрация: DK.RU

Вместо роста числа покупок на 6% в начале года осенью динамика упала до 3,5%. В некоторых сегментах ритейла зафиксировано падение на 7%. Обороты розницы растут исключительно за счет роста цен.

Рынок ритейла быстро охлаждается. Если в январе-сентябре 2025 г. количество чеков в продуктовых магазинах выросло на 6%, то нынешний рост упал до 3,5% (данные сервиса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД»), сообщает «Коммерсант».

Если смотреть по сегментам рынка, то хуже всего ситуация в специализированных магазинах (рост снизился до 1,5%), а, например, в мясных лавках продажи в январе-сентябре упали на 7% год к году. Хотя средний чек в целом по ритейлу вырос до 1,1 тыс. руб. (рост на 9%).

Снижение продаж будет продолжаться, считают аналитики. Уже сейчас видно, что осенью продажи основных продуктов питания снизились на 5% год к году (данные «Такском»), так, молоко за сентябрь-октябрь потеряло 8%, гречка — 9%, рис — 10%.

Граждане стали отказываться от дорогих продуктов, выбирая простую и дешевую еду, считает директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов:

В 2023–2024 гг. у многих появились деньги, которые были перенаправлены на рынок продуктов питания, еда — это удовольствие, а дорогие машины и часы остались для большинства недоступными,— объясняет он.

Эксперт уточняет, что теперь деликатесы для многих россиян недоступны. Они все меньше смотрят в сторону дорогих сыров, икры, морепродуктов и т.п. Если в предыдущие два года темпы роста натуральных продаж в категории деликатесов в 3,7 раза превысили среднерыночные, то в январе-мае этого года оказались на треть ниже.

В первую очередь от падения покупательского спроса страдают торговые сети. По подсчету Infoline, в первом полугодии выручка десяти крупнейших FMCG-сетей составила 6,1 трлн руб., увеличившись на 17,1% год к году. Но это не слишком большой рост — в аналогичный период 2024 г. он оценивался в 24,7%.

При этом падение продаж фиксируют даже дискаунтеры, так, «Чижик», который до этого рос быстрее других сетей в составе X5, во втором квартале 2025 г. вообще не смог увеличить выручку, это случилось впервые за пять лет.

В этих условиях сети увеличивают число собственных торговых марок (СТМ) и развивают направление готовой еды. Последнее считается наиболее маржинальным. Однако, по мнению гендиректора Atomic Capital Александра Зайцева, «рынок (готовой еды) насыщен, а конкуренция в том же готовом питании растет».

Чтобы пережить сложные времена, ритейлерам нужно повышать операционную эффективность — автоматизировать склады, развивать программы лояльности, сокращать потери, считает Зайцев.

Как ранее рассказывал DK.RU, ритейлеры начали менять форматы магазинов. Вместо громоздких гипермаркетов они открывают небольшие точки продаж, где наряду с основными продуктами питания представлен большой ассортимент готовой еды. Согласно Infoline, в январе-сентябре количество супермаркетов и гипермаркетов снизилось на 1,4% год к году, закрылись 67 объектов площадью 185,2 тыс. кв. м.

По подсчетам «Совкомбанка», в 2025 г. рост расходов россиян в ритейле замедлился вдвое. Покупатели стали экономить в магазинах, а доля тех, кто предпочитает не совершать покупки, а откладывать деньги, в сентябре достигла 56% и стала максимальной с 2023 г.

Отметим, что за шесть месяцев 2025 г. сети жестких дискаунтеров по всей России совокупно выручили свыше 642 млрд руб., что на 27% больше год к году. DK.RU писал, что средний класс перестал считать дискаунтеры «магазинами для бедных»: покупатели заходят в такие магазины в среднем до пяти раз в месяц. При этом классический продуктовый ритейл продолжает оптимизировать полочное пространство и снижать ассортимент, чтобы предлагать покупателям только востребованные товары.

Читайте также на DK.RU:

>>> 79% российских компаний-ритейлеров назвали экономическую ситуацию «тяжелой»

>>> Игорь Шехтерман, Х5: рост потребления в рознице достиг минимума и продолжает сокращаться

>>> Потребительский спрос впервые за 30 лет упал так низко — глава DNS Group

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.