Подписаться
Курс ЦБ на 12.12
79,33
92,93

Минпромторг впишет маркетплейсы в национальную модель торговой деятельности

Минпромторг впишет маркетплейсы в национальную модель торговой деятельности
Иллюстрация: pxhere.com

Власти разрабатывают новые правила для российской торговли, которые изменят работу маркетплейсов и традиционного сетевого и несетевого ритейла. Документ содержит 12 законодательных предложений.

Минпромторг по поручению президента РФ по итогам ПМЭФ-2025 подготовил национальную модель торговой деятельности, сообщают «Известия». Предложение включает 12 законодательных инициатив о регулировании розницы.

Разработка проекта обусловлена существенной трансформацией торговой отрасли. Так, в частности, появились и развиваются маркетплейсы; современные игроки стали использовать омниканальность (одновременное оперирование в офлайн- и онлайн-пространстве); значительная часть торгового бизнеса стала зрелой, в том числе малого бизнеса, ставшего, в отличие от ситуации 1990-х и 2000-х, вполне цивилизованным, — отмечено в пояснительной записке к документу.

По данным ведомства, в 2024 г. оборот ритейла достиг 55,8 трлн руб., что составляет 27,6% ВВП. На сегодняшний день в России насчитывается свыше 895 тыс. магазинов и торговых объектов, в которых занято около 8,6 млн человек.

Предложения министерства направлены, в частности, на создание равных конкурентных условий для традиционной розницы и электронной коммерции через устранение правовых пробелов. Минпромторг намерен обеспечить честную конкуренцию на рынке, снизить объемы контрафактной продукции, усилить поддержку российских производителей, усовершенствовать законодательство о защите прав покупателей и добиться объединения разных торговых форматов в единую экосистему вокруг потребителя через консолидацию производителей и поставщиков.

Значительная часть инициатив касается регулирования интернет-торговли. В частности, предлагается обязать маркетплейсы согласовывать скидки на товары с продавцами.

Как отметили в пресс-службе объединенной компании Wildberries&Russ, вопрос скидок и акций на маркетплейсах уже урегулирован законом о платформенной экономике, который вступит в силу 1 сентября 2026 г., и «это регулирование является оптимальным и учитывающим одновременно и интересы продавца, и интересы платформы».

В пресс-службе Ozon подчеркнули, что решение о предоставлении скидок покупателям на онлайн-площадках должен принимать продавец, и у маркетплейса уже есть механизм, позволяющий любому предпринимателю отказаться от участия в акциях.

Как ранее сообщал DK.RU, сетевики требуют у кабмина запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей. Ритейлеры указывают на агрессивное снижение цен маркетплейсами и поддерживают позицию топ-5 крупнейших российских банков, которые требуют запретить маркетплейсам иметь собственные банки.

В Ozon в ответ на претензии сетевых продавцов пояснили, что лишь 2% продавцов платформы отказались от скидок за счет площадки, а 60% селлеров из поступивших таким образом позже попросили вернуть промоакции на свои товары. В Wildberries посоветовали офлайн-ритейлерам обратить внимание на собственную бизнес-модель, при которой магазины не допускают на свои полки малый бизнес и предпочитают работать с крупными дистрибуторами и продавать СТМ.

Как отметил председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов, организация в целом поддерживает предлагаемые Минпромторгом меры по созданию единого подхода к регулированию розничной и платформенной торговли. Он подчеркнул, что при разработке национальной модели важно сфокусироваться на пересмотре ограничений для сетевой омниканальной розницы и усовершенствовать регулирование в отношении цифровых платформ.

По мнению руководителя Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, главным в процессе преобразований должны быть интересы потребителей.

Бизнес может договориться с властью. При этом и маркетплейсы, и сетевая розница смогут сохранить свои интересы, а покупатели при этом останутся без скидок. Вот такого не должно произойти, — считает эксперт.

Читайте также на DK.RU:

>>> Маркетплейсы раздора: МОЗП считает позицию банков «этически лицемерной», ЦБ взял паузу

>>> Мнения банкиров о скидках на маркетплейсах разделились

>>> ЦБ РФ указал на доходность структурных облигаций банков для физлиц в 3% годовых вместо 20%

Самое читаемое
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • Стало известно, какие марки игристых вин России вошли в топ-23Стало известно, какие марки игристых вин России вошли в топ-23
  • Екатеринбуржцы стали в 1,6 раза чаще искать подработкуЕкатеринбуржцы стали в 1,6 раза чаще искать подработку
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.