Путин высказался за поиск «справедливого решения» в споре маркетплейсов и банков

Руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин сообщил, что президент РФ «призвал дружить, искать справедливое решение на основе справедливой же конкуренции».
На встрече с крупным бизнесом президент России Владимир Путин и председатель Банка России Эльвира Набиуллина обсудили в числе прочих вопросов спор маркетплейсов и банков относительно привязки программ лояльности платформ электронной торговли к способам оплаты, сообщает «Интерфакс».
Глава государства высказался за поиск справедливого решения, а глава ЦБ РФ поддержала допуск неаффиллированных банков к программам лояльности маркетплейсов.
Президент призвал дружить, искать справедливое решение на основе справедливой же конкуренции. Глава ЦБ подтвердила, что она тоже выступает за то, чтобы найти баланс интересов и допустить с одной стороны банки к работе по программам лояльности на любых маркетплейсах, во-первых, ну и во-вторых, чтобы не лишать маркетплейсов тех конкурентных преимуществ, которые у них есть по другим направлениям, — рассказал руководитель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Конфликт разгорелся осенью текущего года. Публичное обсуждение скидок для покупателей на онлайн-платформах началось в середине ноября, когда Герман Греф, глава Сбербанка, обвинил интернет-площадки в недобросовестной конкуренции. Позже руководители Сбера, ВТБ, Т-Банка, Альфа-банка и Совкомбанка обратились с письмом в кабмин, Госдуму, ЦБ РФ, Совфед и администрацию президента с предложением запретить маркетплейсам применять скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков, рассказывал DK.RU.
Позицию крупнейших банкиров поддержали крупнейшие сетевые непродовольственные ритейлеры, присутствующие на рынке в онлайн- и в офлайн-форматах. Обращение к правительству РФ подписали, в частности, «Детский мир», «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Лемана ПРО», Hoff, «Леонардо», «Всеинструменты.ру» и Inventive Retail Group (IRG, УК магазинов reStore, Samsung, Street Beat, «Мир кубиков»).
В ответ собственник Wildberries Татьяна Ким призвала главу ЦБ РФ Эльвиру Набиуллину не допустить «циничного уничтожения конкурентов» и не «наказывать» Ozon и WB за потерю банками своих клиентов, уменьшение кредитного портфеля и прибыли. Отметим, что еще до того как разгорелось противостояние, Ozon объявил об открытии сторонним кредитным организациям доступа к своей программе лояльности «Зеленая цена» для софинансирования скидок и на предложение сразу откликнулись порядка 20 банков
Московское общество защиты потребителей при этом заявило, что инициатива топ-5 банков РФ о запрете скидок на маркетплейсах «экономически несостоятельна, юридически манипулятивна и этически лицемерна», и что банкиры требуют законодательно запретить маркетплейсам бизнес-модель, которую сами активно применяют на протяжении многих лет для получения конкурентных преимуществ.
На фоне развития конфликта зампредседатели Банка России Филипп Габуния и Алексей Гузнов сделали заявления о необходимости урегулировать ситуацию и о том, что регулятор «очень поддерживает и скидки, и бонусы, и никогда не выступал за их отмену».
Напомним, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза. При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основным драйвером роста e-com стали универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%.
Читайте также на DK.RU:
>>> Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
>>> E-commerce может занять пятую часть всей розничной торговли в РФ по итогам 2025 г.



