Меню

Импорт вырастет минимум на 10% по всему миру. Электроника может подорожать еще сильнее

Продолжающийся кризис в 2022 г. приведет к заметному росту стоимости всех импортных товаров. Перевозка по морю за год подорожала в несколько раз, в крупных портах не отменяют карантины.

Импортные товары могут подорожать по всему миру минимум на 10%. Это произойдет из-за проблем с логистикой, уверены эксперты ООН, которые провели масштабное исследование.

Мешать восстановлению мировой экономики будут узкие места в цепочках поставок морским транспортом и резкий рост тарифов на контейнерные перевозки. Эти факторы, вероятнее всего, приведут к росту цен на весь импорт.

В ежегодном обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООО (UNCTAD) сказано, что больше всего от ситуации могут пострадать приморские и малые островные развивающиеся страны, зависимые от морских поставок. Почувствуют негативные перемены и крупнейшие экономики мира, США и Евросоюз, пишет РБК.

Сбои в цепочках поставок будут продолжаться минимум до 2022 г., уверены операторы портов и судоходные компании. При сохранении нынешнего роста ставок фрахта контейнерных перевозок к 2023 г., мировые цены на импорт в среднем по миру могут вырасти на 10,6%, говорится в документе.

Для малых островных развивающихся государств, вроде карибских или тихоокеанских, стоимость импорта вырастет еще больше — на 24,2% при росте потребительских цен в целом на 7,5%, «с временным лагом примерно в год». В США и государствах еврозоны увеличение ставок контейнерных перевозок на 10% может привести к совокупному сокращению промышленного производства примерно на 1%.

На ряд товаров происходящее повлияет особенно сильно. Например, это касается товаров из Восточной Азии, предназначенным для рынков Северной Америки и Европы: компьютеров, электронных и оптических изделий.

UNCTAD подчеркивает, что стоимость  фрахта выросла до «неожиданного уровня». Так, китайский индекс контейнерных перевозок (CCFI) для краткосрочных и долгосрочных контрактов с августа 2020 г. по август 2021 г. увеличился на 243%.

World Container Index (показывает стоимость перевозки одного 40-футового контейнера (FEU) по восьми основным маршрутам между США, ЕС и Азией) аналитического агентства Drewry по состоянию на 18 ноября составил $9146. Это на 238% больше, чем в ноябре 2020 г.

О том, что ставки фрахтования судов на рынке грузовых морских перевозок вышли на исторические максимумы, сообщают и аналитики «ВТБ капитала». Начав этот год с $20 000 в день, ставки непрерывно росли, пока в октябре не достигли $78 000 в день, что в 7 раз превышает средний исторический уровень.

Аналитики считают, что такой рост цен связан с продолжающимся разрывом логических цепочек, большим отложенным спросом, карантинами и ковид-ограничениями в портах, особенно в Китае.

Напомним, ранее DK.RU писал о еще одной мировой проблеме, пришедшей с ковидом. Производителям электроники, в том числе автомобилей, остро не хватает чипов, из-за чего производства время от времени приходится приостанавливать. Например, завод АвтоВАЗ в России в 2021 г. уже не раз останавливал конвейер.

Проблема мгновенно повлияла на цену: желающие купить новый автомобиль сейчас не просто ждут машину до полугода, но и готовы заметно за нее переплатить. Салоны, заказывая автомобиль, не фиксируют цену, которая регулярно растет весь 2021 г.

Спасти рынок от дефицита чипов намерена компания Bosch, немецкий производитель в следующем году запустит несколько производственных площадок. Компания вложит €400 млн в расширение своего производства полупроводников в Германии и Малайзии, заявил доктор Фолькмар Деннер, председатель правления Robert Bosch GmbH.

Читайте также: Цены на продукты продолжат расти в 2022 г. Путин поручил увеличить МРОТ