Меню

Глава РУДН: Заявления о «диктате» Болонским процессом чуждой нам повестки — это популизм

«Уход от Болонской системы? Но выходить неоткуда: мы ничего не подписывали, нет никаких соглашений. Да и систему «бакалавр + магистр» Россия начала реализовывать задолго до появления такого понятия».

Владимир Филиппов, президент Российского университета дружбы народов (РУДН), в интервью газете Ведомости заявил, что Россия стала практиковать многоуровневую систему высшего образования «бакалавр + магистр» с конца 1980-х гг., почти за 10 лет до того, как появилось само понятие «Болонский процесс»:

На самом деле выходить неоткуда. Стороны, которые реализуют схему Болонского процесса, ничего не подписывали, нет никаких соглашений. Да и саму систему «бакалавр + магистр» Россия начала реализовывать задолго до появления понятия «Болонский процесс», которое родилось только в 1998 г., когда собрались министры образования стран Европы на юбилее Болонского университета и решили, что надо в Европе строить единую структуру высшего образования. А у нас эксперимент по системе «бакалавр + магистр» был организован почти на 10 лет раньше — в 1989 г., т. е. еще в СССР. И в российском законодательстве система «бакалавр + магистр» была прописана в 1996 г.

Примерно 95% стран мира реализуют систему Болонского процесса, отметил Филиппов. Это почти все страны Европы, Китай, Индия, страны БРИКС, Латинская Америка, страны Африки. Однако в каждой из них эта система развивается в собственой конфигурации:

Российская многоуровневая система — это четыре года бакалавриата и два года магистратуры, а в Европе это три года бакалавриата плюс магистратура. Есть критики, которые говорят, что многоуровневая система дает меньше знаний, чем пятилетний специалитет. Но вряд ли за шесть лет можно дать меньше знаний, чем за пять.

Глава РУДН также раскритиковал тех, кто призывает выйти из Болонской системы (среди них, например, ректор УрГЮУ Владимир Бублик, сообщал DK.RU):

Есть те, кто заявляет, что Болонский процесс диктует чуждое нам содержание высшего образования, якобы «не тех людей готовим». Но ни в одной стране в рамках Болонского процесса не было требований в обязательном порядке реализовывать какие-то дисциплины или закладывать определенное в них содержание. Россия сама разрабатывает содержание всех дисциплин и методики преподавания. За последние 20 лет у нас уже три поколения ФГОСов. Никто нам с Запада ничего не диктует, мы все сами разрабатываем и утверждаем.

Многоуровневая система высшего образование в России уже переживает трансформацию — речь не о возвращении к «пятилетке», а о пути к системе «2 + 2 + 2», когда студент, получив за два года базовые знания, сможет решить, по какому направлению двигаться далее, заключил Владимир Филиппов.

Ранее на DK.RU: Что значит для российского образования исключение из Болонской системы? — Евгений Коган