Меню

«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»

Иллюстрация: DK.RU

Виталий Беляев — о том, как создал предприятие, которое поставляет инновационные защитные покрытия в более чем 60 стран мира.

Ежегодно компания «Специальные технологии» производит в совокупности порядка 650 тонн покрытий. Объем продаж в 2024 г. составил 130 млн руб., а доля экспорта — 48%. О том, как было создано предприятие, которое делает то, что само и придумало, DK.RU рассказал его создатель бывший сотрудник Уральской академии наук, доктор химических наук Виталий Беляев.

— Началось все с того, что в 1990-х я работал в очень продвинутом институте корейской компании Samsung Heavy Industries, где порядка двух тысяч сотрудников занимались только одним — внедряли российские технологии. Они брали их из институтов, академических и исследовательских центров и доводили до готовой реальной технологии, реального продукта.

В 1998 г. я поехал в продвинутую в плане технологий Японию — там было то же самое. Те две компании, в которых я работал, занимались только внедрением российских разработок и ничем другим. Разница была только в том, что если Samsung выделял на эти разработки свои деньги, то в Японии это был государственный заказ.

Вернувшись сюда, я уже твердо знал: зря мы говорим, что мы — убогая страна. Да мы страна с гигантским интеллектуальным потенциалом, просто с огромным! И вот это осознание своей ценности и то, что мы ничем не хуже зарубежья, привело к тому, что в 2002 г. я создал инновационное производственное предприятие, основной целью которого является реализация научного потенциала наших ученых путем создания высокотехнологичных покрытий широкого спектра применений. Все процессы, от разработки до упаковки, локализованы на одной площадке. Внедрять интеллектуальные продукты начали на российском рынке, а потом — на зарубежном.

Досье

 
Компания «Специальные технологии» — лауреат престижных премий за вклад в развитие инноваций РФ, обладатель знаков «Российская нанотехнологическая продукция», «100 лучших инновационных компаний», «Сделано в России» и экологической маркировки «Листок жизни». Технологиями компании пользуются предприятия нефтегаза, машиностроения, судостроения, энергетики и ЖКХ, строительной, пищевой и многих других сфер.
 

С 2002 по 2025 гг. мы внедрили три разных продукта. Первый из них — «Изоллат»: сверхтонкое жидко-керамическое теплоизоляционное покрытие, которое наносится как сметана и наполнено стеклянными полыми микросферами. Благодаря этому теплоизоляционный материал способен отражать и рассеивать падающий на него как солнечный, так и видимый свет, что дает хорошее снижение температуры.

Кроме того, он обладает функциями шумопоглощения, что очень важно, и нашло свое применение на судоверфях и в автомобилестроении. Если его комбинировать с другими продуктами, это дает очень хорошую высокотемпературную теплоизоляцию. Позже способность рассеивать падающий свет и препятствовать чрезмерному нагреву поверхности особенно оценили в странах с жарким климатом.

В конечном итоге мы заняли свою нишу в теплоизоляционной области на российском рынке и двинулись дальше. Сначала для продвижения продукта мы сделали сайт на двух языках — русском и английском. Потихоньку начали появляться покупатели: стали звонить, а мы пытались создать дилерскую сеть, на эти звонки откликаясь. Лет через пять на нас стали выходить уже иностранные производители, а мы точно так же пытались создать дилерскую сеть, и вот тут произошел прорыв.

Сначала это было две страны — Турция и Сербия, а потом пошли Иран, Саудовская Аравия, Южная Корея, Индонезия и другие. Правда, с другой нашей разработкой, «DLC» (это алмазоподобные упрочняющие покрытия), не получилось: технология хорошая, и очень хорошая получается пленка, но первые зарубежные покупатели наших услуг столкнулись с большой проблемой: надо было ввозить детали сюда и уже здесь наносить инновационную пленку. То есть проходить таможню сюда, потом обратно. В итоге алмазопрочные упрочняющие покрытия, единственным производителем которых мы являемся, хорошо продаются только в России.

Третья наша разработка — «CastCoat LF» и «Metcast», противопригарные разделительные покрытия для литья металлов. После 2022 г. мы наблюдаем очень мощный подъем интереса к этой теме, особенно в таких странах как Белоруссия, Казахстан, Иран. Фактически, объем продаж на экспорт равнозначен объему продаж нашего первого продукта.

Теперь вот что важно. Поскольку это были высокоинтеллектуальные продукты, по моему опыту в иностранных компаниях, их надо было обязательно запатентовать. Это дает не столько защиту нашего продукта, сколько звание первенца, которое очень ценится за рубежом. Ну и, конечно же, пришлось очень серьезно сертифицироваться: ISO 9001, ISO14001, ISO 14024 — это обычные сертификаты, а нам пришлось еще получить признанный на международном уровне «Листок жизни».

Справка

 
«Листок жизни» — это единственная российская система добровольной экологической сертификации (экомаркировка типа I), признанная международным сообществом, которая подтверждает, что товар или услуга безопасны для человека и природы на всех этапах жизненного цикла (от сырья до утилизации). Она помогает потребителям выбирать экологически предпочтительную продукцию, такую как бытовая химия, косметика, стройматериалы, продукты питания, а компаниям — подтверждать свою ответственность, снижать нагрузку на среду и получать конкурентные преимущества.
 

Мы три года получали этот сертификат. Для чего? Чтобы пройти в такие страны, как Южная Корея: там очень на этом деле «повернуты» люди. Мы были 18-й компанией в России, которая получила «Листок жизни»: нас проверяют и по выбросам, и по макулатуре, и по воде (что мы выбрасываем и не выбрасываем) и по многим другим параметрам. Сейчас российских компаний, получивших этот сертификат, всего 40. Мы выпускаем экологически безопасную продукцию, которая не оказывает вредного воздействия на жизнь, здоровье людей и окружающую среду, и гордимся этим.

Стоит отметить, что компания использует сырье и материалы только российского производства, что делает предприятие полностью импортонезависимым. На базе березовского производства регулярно проводятся испытания новых технологий. С прошлого года содействие в развитии экспортной географии компании оказывает СОФПП. Как рассказал директор СОФПП Валерий Пиличев, поддержка осуществляется в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Работу с экспортерами в структуре СОФПП ведет Центр поддержки экспорта.

Иллюстрации: Geometria, Иван Зорин

Читайте также на DK.RU: 

>>>  Бизнес чистой воды: уральская компания подняла прибыль на 126% и нашла инвесторов на бирже.

>>>  Как уральский Maklaud научился продавать кальяны по цене квартиры в 60 стран.

>>> Dragonfly заработал миллионы долларов в США и Европе. Чем живет Стрекоза с Урала сейчас?

>>> «Учим заново ходить»: как уральцы создали разработку, дающую шанс на нормальную жизнь.

>>> Пенетрон стартовал с «пьяной бочки», а теперь производит 100 тонн гидроизоляции в день.