Меню

Российским авиаперевозчикам расширили право на «мокрый» лизинг самолетов

Иллюстрация: DK.RU

В действие вступил федеральный закон, разрешающий российским авиакомпаниям арендовать самолеты вместе с экипажем у иностранных авиакомпаний, то есть оформлять так называемый «мокрый» лизинг.

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий российским авиакомпаниям арендовать самолеты вместе с экипажем у иностранных авиакомпаний, то есть брать их в так называемый «мокрый» лизинг для  выполнения внутрироссийских и международных перевозок. Воздушные суда будут допускаться к полетам при наличии разрешения на эксплуатацию, выданного уполномоченным органом РФ. Информация размещена на официальном портале правовой информации, закон вступил в силу со дня официального опубликования.

При «мокром» лизинге одна авиакомпания (лизингодатель) предоставляет в аренду воздушное судно, полный экипаж самолета, техническое обслуживание и страхование (ACMI) другой авиакомпании или другому виду бизнеса, действующему в качестве посредника авиаперелетов (лизингополучателю), который вносит почасовую оплату за эксплуатацию. Этот механизм помогает лизингополучателям наращивать провозные емкости в период высокого спроса или при введении новых маршрутов.

Отметим, что с сентября 2024 г. в РФ действует закон о «мокром» лизинге, который разрешает аренду самолетов вместе с экипажем для внутренних перелетов в России и только у российских авиакомпаний. Первую сделку совершил «Аэрофлот», который арендовал три Airbus A330 с экипажем у авиакомпании iFly. После этого гендиректор группы «Аэрофлот» Сергей Александровский выступил с инициативой распространить «мокрый» лизинг и на внешние рынки, чтобы российские авиаперевозчики могли арендовать лайнеры у иностранных компаний.

Как ранее рассказывал DK.RU, по статистике Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний в январе-феврале 2025 г. сократился на 3,1% год к году, до 10,9 млн человек. По прогнозу ведомства, в 2025 г.  пассажиропоток российских авиакомпаний может снизиться почти на 2% год к году до 109,7 млн пассажиров. 

Потенциал роста перевозок — в развитии механизма «мокрого» лизинга, — подчеркнул руководитель Росавиации  Дмитрий Ядров.

DK.RU также приводил мнение гендиректора авиакомпании «Уральские авиалинии» Кирилла Скуратова, который отмечал, что ожидает стагнацию авиаперевозок в 2025 г., т.к. на данный момент техника используется на пределе летных возможностей, а поставок новых самолетов не ожидается.

Задача — выполнить объем 2024 г., то есть где-то 9,5 млн пассажиров. Рост пока не рассматривается: вся техника у нас на пределе [использования]. Пока у нас другой техники не будет, мы объемы не сможем увеличить физически, — отметил Кирилл Скуратов.

Напомним, что отечественная авиаотрасль начала ориентироваться на внутрироссийские правила, а не на процедуры иностранных авиарегуляторов в январе 2023 г., когда правительство РФ разрешило российским авиакомпаниям «каннибализировать» самолеты. Авиаперевозчики и предприятия получили право снимать детали со старых самолетов, чтобы установить их на новые, а также использовать неоригинальные запчасти.

DK.RU сообщал, что, по сведениям  министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, по состоянию на весну 2025 г. закупленные и оплаченные Россией авиационные запчасти на сумму $500 млн «зависли» за океаном. Министр отметил, что Москва «заинтересована в разблокировке поставок» и указывал на резон признания в процессе российско-американских переговоров проведенных российскими авиакомпаниями ремонтных работ в период 2022-2025 гг.

Читайте также на DK.RU: Новости о возможном возвращении Boeing в РФ обеспечили рост акций «ВСМПО-Ависма»