Меню

Госрегулирование платформенной экономики начнется с осени 2026 года

Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

Федеральный закон об отношениях между операторами цифровых платформ, их партнерами, клиентами и госструктурами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг вступит в силу 1 октября 2026 г.

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект о регулировании платформенной экономики, а также пакет поправок в отраслевое законодательство, необходимых для ввода в действие нового документа.

Закон определяет основные понятия отрасли, в частности «платформенная экономика», «цифровая платформа» (ЦП) и «посредническая цифровая платформа» (ПЦП), и разработан «в целях создания безопасной цифровой среды на цифровых платформах, а также для создания правовых условий развития и функционирования таких платформ».

Документ будет регулировать деятельность цифровых платформ, которые выступают посредниками при совершении сделок и дают возможность оплаты за товары, работы или услуги. Закон обязывает владельца ЦП обеспечивать равный и беспрепятственный доступ к ней, вводит обязательную идентификацию продавцов через портал «Госуслуги» или другие государственные реестры перед их допуском на площадку, ограничит продажу на маркетплейсах товаров, обращение которых запрещено, а также обяжет ЦП блокировать карточки товаров, если продавец не указал исполнение требований по маркировке. Помимо этого обязательным станет взаимодействие операторов с налоговыми органами.

Также документ будет защищать права продавцов, в частности, через ввод системы досудебного урегулирования споров с платформой, и запрет установления скидок на товар без согласия продавца. Новое регулирование закрепит требования к логистической инфраструктуре оператора, пунктам выдачи заказов (ПВЗ) и к процедуре изменения договоров. Для покупателей предусматривается упрощенный возврат некачественной продукции, для этой цели платформы будут обязаны предоставить техническую возможность связи пользователей с поставщиками.

Данный закон, с одной стороны, — первая ласточка в сфере регулирования платформенной экономики, начиная с так называемых маркетплейсов, с другой стороны — основа для дальнейшего регулирования этой огромной отрасли в целом, куда постепенно будут подгружаться и другие платформы, например туристские, логистические, — заявила РИА «Новости» первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина.

Как ранее сообщал DK.RU, в начале июля текущего года участники рынка физической розницы и интернет-торговли потребовали внести ряд изменений в финальную версию законопроекта о платформенной экономике и ограничить общий объем средств, который маркетплейс может инвестировать в скидки в течение года, — не более 10% общего оборота товаров площадки за прошлый год. Совместное обращение в правительство РФ, Госдуму и Совфед подписали  руководители торговых сетей X5 Retail Group, «Магнит» и «Лента», Mercury Retail Holding (владеет сетями «Бристоль» и «Красное & Белое»), торговых сетей электроники и бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» и ДНС, а также группы компаний «Детский мир». Среди крупных онлайн-игроков предложения поддержали «Яндекс Маркет», Lamoda, «ВсеИнструменты.ру», а также онлайн-сервис доставки еды «Купер» (ранее «СберМаркет»). По оценке партнера адвокатского бюро ЕПАМ Евгения Большакова, объем инвестиций площадок в скидки в настоящее время составляет 16–22% оборота.

Отметим, что шестью месяцами ранее представители торговых центров жаловались Минпромторгу, Минэкономики, Минфину, ФАСу и правительству РФ на конкурентные преимущества в работе маркетплейсов, среди которых — маневренность в сфере налогообложения и меньший контроль за реализацией контрафакта.Они просили ввести для маркетплейсов те же ограничения, которые есть у традиционных сетей по закону «О торговле». 

Напомним, что с 2019 по 2024 гг. российский рынок электронной коммерции вырос с 1,7 трлн до 12,6 трлн руб., то есть в 7,5 раза. При этом доля электронной коммерции в общей розничной торговле за этот период выросла с 5 до 23%. Основным драйвером роста e-com стали универсальные маркетплейсы («Озон», Wildberries и др.), совокупный оборот которых за эти годы вырос в 20 раз, а доля — в 2,8 раза: с 23 до 64%. 

Читайте также на DK.RU:

>>> «Бизнесу надо готовиться к налоговым и неналоговым претензиям — штрафам, сборам, пеням»

>>> Селлеров маркетплейсов пометят через «Госуслуги» добровольно