Минпромторг впишет маркетплейсы в национальную модель торговой деятельности
Власти разрабатывают новые правила для российской торговли, которые изменят работу маркетплейсов и традиционного сетевого и несетевого ритейла. Документ содержит 12 законодательных предложений.
Минпромторг по поручению президента РФ по итогам ПМЭФ-2025 подготовил национальную модель торговой деятельности, сообщают «Известия». Предложение включает 12 законодательных инициатив о регулировании розницы.
Разработка проекта обусловлена существенной трансформацией торговой отрасли. Так, в частности, появились и развиваются маркетплейсы; современные игроки стали использовать омниканальность (одновременное оперирование в офлайн- и онлайн-пространстве); значительная часть торгового бизнеса стала зрелой, в том числе малого бизнеса, ставшего, в отличие от ситуации 1990-х и 2000-х, вполне цивилизованным, — отмечено в пояснительной записке к документу.
По данным ведомства, в 2024 г. оборот ритейла достиг 55,8 трлн руб., что составляет 27,6% ВВП. На сегодняшний день в России насчитывается свыше 895 тыс. магазинов и торговых объектов, в которых занято около 8,6 млн человек.
Предложения министерства направлены, в частности, на создание равных конкурентных условий для традиционной розницы и электронной коммерции через устранение правовых пробелов. Минпромторг намерен обеспечить честную конкуренцию на рынке, снизить объемы контрафактной продукции, усилить поддержку российских производителей, усовершенствовать законодательство о защите прав покупателей и добиться объединения разных торговых форматов в единую экосистему вокруг потребителя через консолидацию производителей и поставщиков.
Значительная часть инициатив касается регулирования интернет-торговли. В частности, предлагается обязать маркетплейсы согласовывать скидки на товары с продавцами.
Как отметили в пресс-службе объединенной компании Wildberries&Russ, вопрос скидок и акций на маркетплейсах уже урегулирован законом о платформенной экономике, который вступит в силу 1 сентября 2026 г., и «это регулирование является оптимальным и учитывающим одновременно и интересы продавца, и интересы платформы».
В пресс-службе Ozon подчеркнули, что решение о предоставлении скидок покупателям на онлайн-площадках должен принимать продавец, и у маркетплейса уже есть механизм, позволяющий любому предпринимателю отказаться от участия в акциях.
Как ранее сообщал DK.RU, сетевики требуют у кабмина запретить маркетплейсам субсидировать скидки для покупателей. Ритейлеры указывают на агрессивное снижение цен маркетплейсами и поддерживают позицию топ-5 крупнейших российских банков, которые требуют запретить маркетплейсам иметь собственные банки.
В Ozon в ответ на претензии сетевых продавцов пояснили, что лишь 2% продавцов платформы отказались от скидок за счет площадки, а 60% селлеров из поступивших таким образом позже попросили вернуть промоакции на свои товары. В Wildberries посоветовали офлайн-ритейлерам обратить внимание на собственную бизнес-модель, при которой магазины не допускают на свои полки малый бизнес и предпочитают работать с крупными дистрибуторами и продавать СТМ.
Как отметил председатель президиума Ассоциации компаний омниканальной розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов, организация в целом поддерживает предлагаемые Минпромторгом меры по созданию единого подхода к регулированию розничной и платформенной торговли. Он подчеркнул, что при разработке национальной модели важно сфокусироваться на пересмотре ограничений для сетевой омниканальной розницы и усовершенствовать регулирование в отношении цифровых платформ.
По мнению руководителя Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, главным в процессе преобразований должны быть интересы потребителей.
Бизнес может договориться с властью. При этом и маркетплейсы, и сетевая розница смогут сохранить свои интересы, а покупатели при этом останутся без скидок. Вот такого не должно произойти, — считает эксперт.
Читайте также на DK.RU:
>>> Маркетплейсы раздора: МОЗП считает позицию банков «этически лицемерной», ЦБ взял паузу
>>> Мнения банкиров о скидках на маркетплейсах разделились
>>> ЦБ РФ указал на доходность структурных облигаций банков для физлиц в 3% годовых вместо 20%