Меню

За пять месяцев 2025 г. лизинг грузовых автомобилей в России упал на 50,7%

Автор фото: Валерия Зык. Иллюстрация: DK.RU

Российские перевозчики возвращают взятые в лизинг большегрузы. Продажи новых крупнотоннажных машин за этот период снизились на 55,9% год к году, но начал расти вторичный рынок лизинга техники.

Низкая рентабельность перевозок, особенно у небольших транспортных компаний, приводит к пересмотру стратегий обновления парка и активному возврату взятых в лизинг большегрузов, сообщил Forbes.

DK.RU писал, что по итогам I квартала 2025 г. стоки лизинговых компаний грузовых автомобилей достигли  порядка 15 тыс. штук. Эксперты лизинговой сферы рассказывали нашему изданию, как компании справляются с критической ситуацией.

К концу первого полугодия 2025 г. объемы техники, возвращенной лизингодателям, продолжают увеличиваться, отметил директор департамента по развитию бизнеса «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Михайлов. По его данным, на рынке лизинга изымается более 1200 грузовой техники ежемесячно, а  стоки по состоянию июнь текущего года составили около 42 тыс. единиц.

В «СберЛизинге» уточнили, что большая часть изъятой техники — грузовые автомобили и прицепы к ним (седельные тягачи, самосвалы, прицепы и полуприцепы).  Доля вышеуказанных категорий транспорта в 2024 г. составляла 69% от общего изъятия, в 2025 г. — 68%.

Аналитики связывают спад с трудностями в сегменте грузоперевозок.

Те, кто не боялся рисковать в 2024 г. и закупал технику в лизинг, увеличивая долю долговой нагрузки более чем на 40%, вынуждены сдавать машины обратно в лизинговые компании по причине отсутствия необходимых финансовых потоков для осуществления лизинговых платежей, — сказал гендиректор дилерского центра «Трак Центр» (группа компаний BBUS Group) Антон Гогин.

Ситуация в 2025 г. стала критической для отрасли: средние тарифы на перевозки понизились еще на 12-15% год к году. На рынке грузоперевозок наблюдается как возврат транспортными компаниями в большом количестве уже имеющейся техники, так и резкое падение спроса на новую технику.

Причина первого тренда — кассовый разрыв, отсутствие стабильного роста грузопотока, а также пересмотр некоторыми лизинговыми компаниями условий по уже выданным договорам. В данном случае есть два варианта: возврат транспортных средств по причине банкротства или возврат части техники для обеспечения выплат за оставшийся транспорт. <…> Ежемесячный платеж за тягач с полуприцепом стал настолько высоким, что его невозможно окупить текущими ставками на доставку. В условиях низкой маржинальности и волатильности рынка немногие компании готовы брать на себя долгосрочные финансовые обязательства. Кроме того, перевозчики вынуждены максимально продлевать срок службы имеющихся машин, вкладывая средства в их ремонт, вместо покупки новых, — отметил директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

В этих условиях транспортные компании пересматривают подходы к обновлению автопарка и все чаще смотрят в сторону бывшей в употреблении техники. При том, что лизинг новых грузовиков упал на 67,6%, лизинг подержанной техники в 2025 г. вырос на 5,7%, так как средние цены в мае на подержанные грузовики в среднем снизились на 16,3% по сравнению с маем 2024 г., а цены на подержанные тягачи — на 23,8%. Также на вторичный рынок влияет сформировавшееся убеждение, что ресурс работы новых китайских грузовиков в разы уступает подержанным европейским аналогам.

Ранее DK.RU сообщал, что  по итогам января-мая 2025 г. в России продажи новых легковых автомобилей упали на  26%, до 437 тыс. штук, легких коммерческих автомобилей — на 17%, до 41 677 единиц, грузовиков — на 52%, до 23 476, автобусов — на 53%, до 4 262.

Эксперты агентства «Автостат» привели данные, что по итогам первых пяти месяцев 2025 г. в РФ было продано 22 тыс. новых крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV, полной массой более 16 тонн), что на 55,9% меньше, чем с января по июнь прошлого года. Самым востребованным брендом в этом сегменте остается KAMAZ (31,7% от всех продаж в 2025 г.), далее в топ-5 расположились SITRAK, Shacman, FAW и белорусский MAZ. За июнь 2025 г. в России было реализовано 2930 новых грузовиков, что на 66,8% меньше, чем в июне 2024 г.

Текущее положение дел на рынке новых грузовых автомобилей глава ПАО КАМАЗ Сергей Когогин на ПМЭФ охарактеризовал как коллапс.

Наш «барометр» говорит не об охлаждении, а о заморозке. Наверное, ситуацию можно описать одной фразой: «Ух», — сказал он.

Напомним, что в текущем году ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РоАД), представляющая интересы более 1,3 тыс. дилерских центров в стране, просила правительство РФ поддержать отрасль авторитейла в условиях резкого снижения продаж транспортных средств. В мае Минпромторг расширил программу льготного автокредитования на семьи с двумя детьми и более.

Читайте также на DK.RU:

>>> В России к 2026 г. могут закрыться до 30% таксопарков

>>> Китайские авто с выходом на вторичный рынок теряют 20% стоимости