Подписаться
Курс ЦБ на 08.05
91,12
98,30

«Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»

«Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»
Иллюстрация: «Мелехова и Партнёры»

Многие предприниматели боятся банкротства, но именно оно может стать спасательным кругом — спасти бизнес и имущество, но только в том случае, если грамотно подготовиться к процедуре.

Владелица юридической компании «Мелехова и Партнёры» Ирина (Мелехова) Прокопьева более 17 лет занимается сопровождением процедуры банкротства юридических и физических лиц. Она признается, что закон о банкротстве на сегодняшний день — один из самых объемных, а дела, связанные с процедурой банкротства юридических и физических лиц, — одни из самых интересных:

В целом юриспруденция схожа с медициной — ни один врач не может дать гарантию, как пройдет операция и чем она завершится. Тело и организм у каждого индивидуальны, так же, как индивидуален каждый бизнес. Мы можем полечить, может, где-то ампутировать, но не можем сказать, как бизнес потом будет восстанавливаться,  — говорит Ирина (Мелехова) Прокопьева.

Справка

 
Ирина (Мелехова) Прокопьева:
· Окончила Институт прокуратуры УрГЮУ имени В. Ф. Яковлева
· Имеет экономическое образование MBA (г. Москва) «Управление проектами» · 2004-2006 гг. ФДО УрГЮА проф переподготовка по программе «Бухгалтерский учет, контроль налогообложения, судебно-бухгалтерская экспертиза»
· С 2011 по 2022 гг. была арбитражным управляющим, сопровождала крупные предприятия с активами более 1 млрд руб.
· Опыт проектного управления и опыт международных стажировок
· За 17 лет деятельности списано 1 млрд руб. долгов для более чем 400 клиентов
 

В колонке на DK.RU Ирина Мелехова рассказывает, почему владельцам бизнеса важно научиться вовремя закрывать бизнесы и почему не стоит бояться процедуры банкротства: иногда она может стать инструментом для спасения предприятия, говорит эксперт.

Ирина (Мелехова) Прокопьева, ЮК «Мелехова и Партнёры»:

— Я вижу, что сейчас много инвестиций вкладывается в стартапы, которые запускает молодежь. Обычно у них недостаточно финансов для старта бизнеса, но очень хорошие идеи, свежий взгляд, они чувствуют тренды, именно поэтому инвесторы готовы вкладываться в креативных и интеллектуальных молодых людей. В целом сейчас тренд на хайповые, короткие проекты — поймали волну, инвестировали, реализовали проект, заработали, закрыли бизнес.

Если мы говорим про крепкий бизнес с историей, который давно работает, — для таких компаний сегодня очень важны оптимизация и умение подстраиваться под текущие изменения как внутри страны, так и вовне. И те, кто не успевает подстроиться или понимает, что их бизнес в текущих реалиях больше не может быть прибыльным, приходят к решению ликвидировать компанию, закрыть бизнес либо идти в процедуру банкротства. 

В процедуре банкротства есть два направления: физических и юридических лиц. Очень часто физическое лицо является собственником бизнеса, директором или учредителем, то так или иначе банкротство физлица затрагивает вопросы корпоративного законодательства, поскольку отражается на деятельности компании. И наоборот, когда банкротится предприятие, это всегда каким-то образом отражается на физических лицах — собственнике, директоре или учредителе. 

«Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»

 1«Налоговой невыгодно банкротить бизнес»

Закон о банкротстве — один и самых распухших. Я успела поработать по закону 1998 г., затем был принят новый в 2002 г., а активное его дополнение началось с 2012 г. Несмотря на то, что у нас в стране непрецедентное право, каждое рассмотренное дело и судебная практика оказывают свое влияние на принятие решений судами. 

В корпоративном законодательстве и делах о банкротстве важное место отводится процессам, связанным с налоговым законодательством. И здесь мы наблюдаем тренд на сокращение количества дел о банкротстве компаний по инициативе ФНС.

У нас был период, когда налоговая массово инициировала процедуры банкротства в отношении бизнеса, однако через некоторое время ФНС отказалась от этой практики, поскольку кто является заявителем дела о банкротстве, тот и финансирует процесс. Поскольку инициатором выступала налоговая, то все издержки ложились на бюджет РФ.

Теперь дело о банкротстве, инициированное ФНС, можно урегулировать мирным путем, такой возможности раньше не было. Последние два года ФНС предлагает урегулировать вопрос с долгами при помощи нового инструмента —реструктуризации долга. Так удалось предотвратить каждое третье банкротство.

Ст. 64 Налогового кодекса предусматривает возможность рассрочки при погашении долгов по налогам сроком на 12 месяцев. Используя подачу заявления о банкротстве как инструмент, налоговая быстрее получает сами долги, а также дает возможность компаниям получить рассрочку на год при погашении долга и все это время не признает должника банкротом. ФНС отказывают в признании банкротом: в силу погашения долга все претензии снимаются. 

То есть налоговая старается не доводить до того, чтобы должника признали банкротом, а сначала оценивает реакцию налогоплательщика. Если компания соглашается на банкротство — налоговой это невыгодно. Так что ФНС старается на первых заседаниях суда поднять вопрос о возможности урегулирования вопроса мирным путем. 

В моей практике клиенты обычно соглашаются на мировое урегулирование до введения процедуры банкротства, если сумма долга им посильна. Предприятие получает рассрочку на погашение долга сроком на 1 год. При этом весь год компания может нормально функционировать, никаких ограничений деятельности нет. Эта ситуация характерна для тех налогоплательщиков, которые желают сохранить бизнес.

Если банкротство компании инициировали кредиторы и есть желание сохранить бизнес, то иногда собственнику достаточно сделать несколько звонков, чтобы выйти на мировое соглашение с кредиторами. 

Если бизнес не спасти

Если же владелец бизнеса понимает, что налоговое или долговое бремя слишком большое, то я рекомендую заходить в процедуру наблюдения. Эта одна из первых стадий в делах о банкротстве. В этом случае руководитель не отстраняется от своих полномочий, а в конце процедуры наблюдения есть возможность на первом собрании кредиторов утвердить мировое соглашение, в том числе по налоговым обязательствам. 

Налогоплательщик может увеличить срок выплаты долга на три-четыре года или даже пять лет с учетом обоснования, почему именно такой срок требуется для погашения задолженности. Так что процедуру банкротства можно использовать, чтобы увеличить срок рассрочки для погашения долгов и дать возможность бизнесу, сохраняя обороты и штат работников, продолжать хозяйственную деятельность. 

Если по итогам наблюдения бизнес не смог добиться длительной рассрочки на погашение долгов, то наступает следующий этап процедуры банкротства — внешнее управление. Этот этап длится 18 месяцев с возможностью продления до 24 месяцев, все это время руководитель действует ограниченно под контролем внешнего управляющего. В это время внешний управляющий разрабатывает план по спасению компании и ищет инструменты для восстановления платежеспособности предприятия. 

То есть в целом процедура банкротства нацелена не на то, чтобы погубить и ликвидировать предприятие, а на то, чтобы помочь ему расплатиться по всем долгам.

Исходя из того, что у нас сейчас выраженный тренд на привлечение собственников бизнеса к субсидиарной ответственности во время процедуры банкротства, владельцы бизнеса побаиваются заходить в банкротства, потому что понимают, что могут рисковать личным имуществом и понесут личную ответственность перед кредиторами. 

И тут мы всегда объясняем клиентам: если предприятие можно реанимировать и у предпринимателя есть такое желание, то на самом деле имеет смысл использовать процедуру банкротства для решения проблемы. 

Если компанию точно не спасти, то собственник бизнеса должен правильно подготовиться к процедуре банкротства, чтобы минимизировать риски личной ответственности. Но готовиться к банкротству тоже нужно в рамках закона. 

Иногда к нам прибегают владельцы бизнеса и просят: «Спасите, помогите. Давайте перепишем на номинала долю, я хочу избавиться от предприятия, и концы в воду». Это очень плохая идея, время номиналов давно прошло, налоговая отлично видит все эти схемы, проводит проверки и вызывает на допросы директоров. В итоге такие сделки легко оспариваются в суде, и вообще последствия для реальных владельцев бизнеса, которые решили переписать проблемное предприятие на номинала, — весьма нерадужные.

Часто предприниматели интересуются, можно ли совершать сделки по продаже имущества накануне банкротства. Никаких ограничений в законодательстве на этот счет нет: продавать имущество можно и накануне банкротства, и даже в процессе. Причем такие сделки могут быть совершены без ущерба для кредиторов (если таковые имеются на дату совершения сделки), а также без ущерба для предприятия. Главное, чтобы сделки были реальными, без занижения стоимости, с реальными контрагентами и с использованием реальных денежных средств. 

Также я не рекомендую совершать мнимые (ничтожные) сделки для вида и передавать компании подставным лицам, оставаясь при этом контролирующим лицом. Часто активы переписывают на подставных лиц, но по факту владеют ими другие лица. Тренд последних лет — оспаривание таких сделок.

Например, суд признавал ничтожным сделку купли-продажи доли в ООО дочерью собственника, потому что по факту активами владел ее отец. И когда суд оспорил сделку, доли компании включили в конкурсную массу, чтобы реализовать ее на торгах.

Сегодня в судах признают ничтожными даже те сделки, которые были совершены 10 лет назад. 

«Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»

 2

«Владелец бизнеса должен быть в теме и в деле»

Я всегда говорю, что руководители и владельцы бизнеса всегда должны быть в теме и в деле. Как правило, фактическую деятельность компании руководитель контролирует, а документооборот и юридическую часть — нет. 

Очень часто, к сожалению, складывается ситуация, когда руководители передают электронно-цифровую подпись бухгалтеру и даже не интересуются происходящим. 

Если директор передает все полномочия бухгалтеру, ему обязательно нужно быть в курсе происходящего. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, что предприятие находится в предбанкротном состоянии, а цифры, которые отражены в бухгалтерском балансе, не соответствуют действительности. Иногда активы, которые есть на бумаге, в реальности просто отсутствуют. 

Здесь нужно помнить, что все попытки привлечь бухгалтеров к ответственности в случае судебных разбирательств, обычно тщетны, бремя вины возлагается на руководителя. Поэтому очень важно вникать в тонкости ведения бухгалтерского учета и периодически прибегать к внешнему аудиту, чтобы проверить правильность ведения бухучета и прочих документов. То же самое касается налогов.

Исходя из судебной практики, можно сделать вывод, что суды воспринимают бухгалтеров как операторов, которые обрабатывают первичную документацию, вносят данные в 1С, автоматически формируют бухгалтерский баланс без какой-либо ответственности. Даже при наличии гражданско-правового договора с бухгалтером ответственность в полной мере лежит на руководителе. То же касается и бухгалтеров, которые трудоустроены по ТК.  

Если вы чувствуете, что в компании начинаются проблемы, стоит прибегнуть к антикризисному управлению: не только чтобы помочь выбраться фирме из трудностей, но и чтобы обезопасить себя и свои активы, подготовить план на случай шторма.

Не забывайте, что раньше при банкротстве компании ее владельцев и руководителей привлекали к субсидиарной ответственности, в большинстве случаев все априори были виноваты.

Сейчас судебная практика изменилась: теперь процедура банкротства не накладывает автоматически вину на собственников, она применяется как раз с целью выяснить, насколько велика вина руководителя или владельца в том, что предприятие не может рассчитаться с кредиторами. 

Антикризисное управление как раз помогает грамотно подготовиться и составить план, как владелец бизнеса будет выходить из кризисной ситуации. 

«Банкротство компании — это не негативный опыт, а грамотное и выверенное решение»

 3«Нужно уметь вовремя закрывать бизнес»

Как говорил Ицхак Адизес, у всех компаний есть свой жизненный цикл: есть период расцвета и период заката. Когда вы понимаете, что деятельность вашей компании становится нерентабельной, нужно уметь считать и вовремя закрывать ее.

К любой ликвидации бизнеса нужно готовиться, так что если после консультаций с аудиторами вы пришли к выводу, что сейчас — самое оптимальное время для ликвидации компании, не откладывайте.

С прошлого года в стране существует тренд на упрощенную процедуру ликвидации: если у компании отсутствует задолженность перед налоговым органом, можно закрыть ее самостоятельно без ликвидатора. 

Также важно, чтобы у компании отсутствовала кредиторская задолженность или предприятие было готово погасить задолженность в ходе ликвидации. Сама процедура ликвидации занимает обычно 4-5 месяцев.

Но даже если у вас за плечами обанкроченное ООО, ну, не получилось, можно завтра пойти и открыть новую компанию любого направления деятельности. Я знаю владельцев бизнеса, которые проходили процедуру банкротства, но не прекращали вести предпринимательскую деятельность, а смогли после долгих судебных разбирательств перевернуть страницу и начать новый успешный бизнес.

Я не считаю, что банкротство или закрытие бизнеса — негативный опыт, напротив, это грамотное и выверенное решение, которое просто необходимо вовремя принять.

Читайте также на DK.RU

Готовьтесь к драконовским штрафам и расширению мониторинга — налоговые риски в 2024 г.

«Начислить больше — девиз ФНС на каждый год. Доначислить на 14% больше — девиз на 2024-й»

Самое читаемое
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?В РФ 20 млн владельцев криптокошельков плюс юрлица. Что изменит для них закон о майнинге?
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.